О ПАРАПЛАНЕРИЗМЕ  


Что пишут знающие парапланеристы.
ПОЛЕТ НА ПАРАПЛАНЕ
Напрягите воображение и представьте: у вас есть ткань, веревки и иголка с ниткой. Перед вами стоит задача - построить из всего этого летательный аппарат, а потом пролететь на нем километров 100 для начала. Как, не слабо!? А ведь строят и летают, и не на 100 км, а на все 350! Летательный аппарат называется ПАРАПЛАН.
Его часто путают с парашютом, с которым они и правда похожи, но философия парапланеризма совсем иная. Не падать вниз, чтобы потом плавно опуститься на землю, а сначала разложить купол на склоне горы, потом наполнить его ветром и лететь. Да-да, именно лететь. а если уж быть совсем точным - парить, набирая высоту и наслаждаясь ни с чем не сравнимым чувством СВОБОДНОГО ПОЛЕТА.
Из чего он сделан
Конечно, не из простыней и бельевых веревок. Хотя, лет пять назад я наблюдал за попыткой одного чудака полететь как раз на таком сооружении. Современный параплан - это типичное дитя нашего компьютерного века с его математически выверенными супертехнологиями. Специальная, очень легкая ткань сорт нейлона, производится всего на трех-четырех фирмах и стоит очень дорого. Лазерный компьютерный раскрой позволяет добиваться немыслимой точности заготовок, но все же конечное изделие - плод человеческих рук. Из нескольких сотен отдельных деталей параплан собирается (точнее, сшивается) вручную на специальных швейных машинах! На конечном этапе производства к готовому куполу привязываются стропы, сделанные из кевлара в оплетке и все – можно лететь!
Первое лирическое отступление: "Зачем он вообще нужен, ведь есть же..."
Да, были и есть самолеты и вертолёты, планеры и дельтапланы, воздушные шары, наконец. Зачем же еще один летательный аппарат, к тому же не имеющий никакого "народнохозяйственного" значения? Насчет применения в хозяйстве вопрос пока открытый. Изначально этот летательный аппарат изобретался исключительно для получения личного удовольствия от полёта. В отличие от других летающих устройств, параплан обладает уникальным сочетанием летных и эксплуатационных качеств, отсутствующих у других аппаратов тяжелее воздуха. Благодаря ткани, из которой он сделан, вес самого параплана не превышает 6-7 килограммов, и это при площади 25-29 квадратных метров!
Полётный вес системы зависит от веса пилота и составляет в среднем 90 килограммов. Теперь поделите вес на площадь и получите цифру чуть больше трех. Именно благодаря ей - этой цифре - параплан может набирать высоту даже в слабых восходящих потоках, а значит, держаться в воздухе весьма долго без всякого двигателя.
В парапланеризме, как и в любом спорте, существуют свои рекордные достижения. Рекорды продолжительности полета перестали фиксироватся после того, как один пилот на Гаваях проболтался в прибрежном бризе свыше 36 часов. Что же касается рекорда дальности, то на данный момент он составляет свыше 350 километров и установлен в Африке в нустыне Намиб. Термические потоки там так сильны, что после отцепки от троса буксировочной лебедки парапланериста за считанные минуты забрасывает на пятикилометровую высоту. Полет на рекордную дальность неимоверно тяжел физически и психологически, ведь продолжается свыше 10 часов, и каждая минута сопряжена со стрессом. О том, что занятие парапланерным спортом - дело рискованное, вы уже, наверное, догадались, но об этом немного позже, а пока...

Немного о снаряжении
Для того чтобы летать и управлять парапланом, к нему необходимо как-то прицепиться. То, в чем сидит пилот, называется подвесной системой. По сути это весьма комфортное, специально спрофилированное кресло, снабженное сложной системой регулировок не только под пилотов разного роста и комплекции, но даже под различные режимы полета.
Отдельного упоминания заслуживает прибор для определения режимов полета. Самый современный объединяет в себе множество полезных функций. Это микрокомпьютер размером с толстый блокнот, имеющий специальный жидкокристаллический дисплей, на котором во время полета отображается вся интересующая пилота информация: высота полёта над уровнем моря и над точкой старта, скорость подъема или спуска, текущее время и время в полете. Самые навороченные модели типа AIRСОТЕС "Тор Navigator" стоят около $1500 и имеют встроенную навигационную систему GPS, датчик температуры, позволяющий прогнозировать положение ближайшего термика и многое другое. В снаряжение пилота входят также: защитный шлем, комбинезон, ботинки, перчатки и очки.
Сколько это стоит
Стоимость парапланерного снаряжения варьируется в довольно широких пределах. Если оно изготовлено в России или на Украине, то за самый простой аппарат вы заплатите около $1000. Спортивный обойдётся уже в $1800, за подвесную систему еще около $250, за спасательный парашют - $300. Импортное снаряжение, сделанное в Западной Европе, существенно дороже. Французские, австрийские и немецкие парапланы класса "Рerformance" стоят $2500 и выше. Подвесные системы - от $400, спасательные парашюты - от $500. Казалось бы. карман диктует очевидное решение - купить то, что дешевле - ведь все равно полетит, и многие наши пилоты именно так и поступали. Но два года назад на российском парапланерном рынке появилось снаряжение из Чехии - фирмы МАС Рага Тесhnology, которое по качеству изготовления зачастую превосходит западные аналоги, а по ценам вполне сравнимо с российским. Так, параплан "FEELING" стоит около $1550, изготовлен из лучших западных материалов и имеет международный сертификат безопасности AFNOR. Подвесная система "Реrfect Соmpetition" той же фирмы - $245, а спасательный парашют - около $320. Кроме приемлемой цены и высокого качества чехи предлагают на выбор еще и несколько вариантов цветовой гаммы своих аппаратов.
Приборы для парапланеристов изготавливаются в Германии и Швейцарии и стоят недешево: самый простой около $200, комбинезон $100, шлем - $120, ботинки - $150, перчатки с очками - $80. В общем, за удовольствие летать на хорошем и безопасном параплане надо выложить около $2000.
Второе лирическое отступление:
"Если это так дорого и к тому же опасно, не проще ли..."
Насчет дороговизны вопрос относительный. Один прыжок с парашютом вместе с инструкторем сейчас стоит $100, полет на воздушном шаре пассажиром – $50 - $70 в час, получасовой полет на планере с инструктором - $100. Фирменный параплан при аккуратном обращении живет несколько лет, не требует для полета ничего, кроме склона горы и легкого ветра, идеально транспортабелен. Кроме того, чтобы насладиться полётом, вам больше никто не нужен, вы самодостаточны. А наслаждение это велико!
При полете на высоте 2000 - 4000 м адреналин выделяется в значительных количествах (естественная реакция организма), а плавные покачивания и неописуемые красоты способствуют появлению в организме эндорфинов. Страх (вполне естественный, кстати) и кайф, подстегивая друг друга, создают такой "коктейль" ощущений, который не получить больше никак. И длиться это все может несколько часов! Конечно, "ширяться" или глотать "колеса" намного проще, но этот путь ведет только вниз и в прямом, и в переносном смысле. А что касается надежности, то за последние два года в конструкции парапланов произошли значительные изменения и теперь можно смело утверждать, что фирменный аппарат класса Standard (например, DIVA от МАС Para Technology) гарантирует своему хозяину стопроцентную безопасность.
Травматизм среди спортсменов за последние годы стал неоправданно высок и этому есть объяснения. Повысились ставки призовых денег на чемпионатах мира и этапах мирового кубка, в этот спорт пришло много молодых амбициозных спортсменов. Конкуренция стала слишком высока. Но в последний год наметилась важная тенденция среди ведущих пилотов к переходу на более стабильные и безопасные купола. Ведь не секрет, что большинство крупных соревнований выигрывается на так называемых прототипах – парапланах перспективных конструкций, изготовленных в нескольких, а зачастую в одном экземпляре специально для соревнований. Это аппараты с очень высокими летными качествами, но весьма ненадежные.
Как научиться летать
Достаточно просто. Надо иметь большое желание и некоторое количество денег. В Японии, например, где парапланом "болеет" сотня тысяч человек, недельный курс обучения с проживанием в гостинице прямо у склона обойдется в кругленькую сумму $500. Такой же курс в Испании будет стоить порядка $240 (без проживания и питания), а в Чехии - всего $130.
Практически во всех странах на курсы надо записываться заранее, иногда за месяц, ведь проводятся они только в летний период, а желающих очень много. Инструкторы, обучающие полетам, как правило очень сильные пилоты, знакомые с теорией полета на параплане, основами метеорологии, техникой безопасности и основами первой помощи пострадавшим. Первые дни надо побегать с учебным парапланом по ровному полю, осваивая технику подъема и удержания купола. Затем занятия переносятся на пологий склон, где ученик делает первые полеты в идеальных погодных условиях. Продолжительность такого полета не превышает 10 минут. По окончании курса все освоившие управление парапланом сдают теоретический экзамен и показывают летные навыки. После этого получают сертификат пилота категории "А". Во многих странах вам не продадут купол без такого удостоверения. Оно дает право летать на параплане класса "Standard" в хороших погодных условиях без набора высоты.
Спустя некоторое время начинающий пилот начинает ощущать себя если и не асом, то достаточно опытным. Тогда он проходит обучение по курсу "В". Закончив этот курс, он может сменить свой учебный купол на более летучий и маневренный, позволяющий парить в термических восходящих потоках. Для участия в соревнованиях надо налетать немалое количество часов и хотя бы один раз пролететь 30 км, подтвердив это фотографиями, сделанными с воздуха. Тогда пилот получает сертификат категории "С".
В России ситуация с обучением практически не отличается от западной. В Москве работает парапланерный клуб (Малая Полянка, д.7/7, стр.2), где практически любой, даже не очень здоровый человек может реализовать свою мечту о полете. Всего за $50 в день вас могут просто "познакомить" с парапланом, чтобы вы поняли, надо вам это или нет. Курс обучения с теоретическими занятиями по полной программе обойдется уже в $150 в зимний период и $250 летом. Уровень подготовки наших инструкторов весьма высок, а использование фирменного снаряжения гарантирует безопасность учеников.
В нашей равнинной местности, где нет гор, очень эффективно проводить обучение и тренировки с использованием буксировочных систем различных типов. В зимний период используется активная лебедка, имеющая собственный двигатель и барабан, который сматывает трос. Летом опытные пилоты отдают предпочтение пассивной лебедке, которая крепится на багажнике автомобиля. По мере разматывания троса, параплан поднимается как воздушный змей, используя свою собственную подъемную силу. Далее, на высоте 350-500 метров пилот отцепляется и начинает свободный полет... Летом 1999 года некоторым пилотам удавалось пролететь свыше 60 км.
Сергей ЕЛИЗАРОВ


Ccылки на другие страницы
Воздух вокруг нас. Из книги Д.Пэгина"Понять небо"
Жизнь атмосферы.Из книги Д.Пэгина"Понять небо"
Нестабильность и термичность.Из книги Д.Пэгина"Понять небо"


 

Hosted by uCoz